Н.С. Карташов,
доктор педагогических наук,
профессор


УПРАВЛЕНИЕ. МЕНЕДЖМЕНТ. МАРКЕТИНГ
(О СПОРНЫХ ВОПРОСАХ НАУКИ
УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫМ ДЕЛОМ)


Актуальность разработки научных основ управления библиотечным делом состоит в том, что уровнем организации и функционирования системы управления обеспечивается эффективность (или неэффективность) всех сфер, звеньев и процессов библиотечной деятельности.

В результате прежней идеологизированной и централизованной библиотечной политики и нынешней экономической ситуации библиотечное дело РФ переживает кризисное состояние. Оно достигло водораздела, за которым изменение библиотечной политики становится не только необходимым, но неизбежным. Основное содержание управленческой деятельности по преодолению кризиса приобретает подлинно комплексный характер. Если раньше их изменения касались отдельных сторон библиотечного дела, то теперь они охватывают все его структурные элементы, равно как и все уровни (общероссийский, региональный, ведомственно-отраслевой и внутрибиблиотечный). Только обеспечив взаимосвязанное комплексное развитие библиотечного дела страны, возможно создать реальные предпосылки для его преобразования.

К сожалению, наши научно-методические центры и вузы до сих пор не провели соответствующего комплексного анализа состояния библиотечного дела в России, основное объяснение все еще ищут не в нынешнем переходном состоянии страны, а в ее недавней истории, ограничиваясь общей критикой прежнего (советского) опыта и механическим перенесением зарубежного опыта (главным образом американского) в российскую библиотечную действительность, активно внедряя в наше профессиональное сознание такие понятия, как "менеджмент", "маркетинг" и др.

Понятия (термины) - это язык науки, владение которым для профессионала обязательно. Язык науки - не только предметно обусловленная информация, но и единственная возможность проникнуть в сущность изучаемого предмета, без чего профессионал немыслим. Терминологическая неясность для науки - то же самое, что туман для корабля, она опасна, или как сказал древний философ: "Определите значение слов и вы избавите свет от половины его заблуждений".

Отечественные пропагандисты менеджмента обычно ссылаются на то, что управления библиотечным делом в нашей стране не было, оно подменялось административным руководством. В данном случае мы наблюдаем факт противопоставления управления и руководства. Однако из теории управления известно, что руководство является одной из функций управления, объединяющей, интегрирующей все его другие функции. Борьба с административно-командной системой выливается в отрицание организационно-административных методов управления вообще (распорядительных, инструктивных, регламентирующих, координационных, организационно-технических и др. приемов управления). Во взаимодействии с другими методами они обеспечивают решение намеченных задач, согласование производственных интересов структурных подразделений и работников, объединение их усилий для достижения общих целей. Ведь не секрет, что одним из факторов, повышающих интерес к труду, является его рациональная организация, предотвращение потерь рабочего времени. С другой стороны, без должной дисциплины и ответственности работников за порученное дело, без регламентирующих документов, отражающих отношения между руководителем и подчиненными, вряд ли возможен коллективный труд. 

Нормативно-правовые и иные документы административного характера являются необходимым компонентом системы управления, конечно, если распорядительные акты объективны, а решения руководителя не противоречат принципу целесообразности и обеспечению необходимыми средствами их реализации. Если эти условия не соблюдены, то как раз и появляется жесткое регламентирование деятельности библиотеки, то есть то самое администрирование, обюрокраченное, обезличенное руководство, которое противоречит интересам любой сферы человеческой деятельности. Таким образом, дело не в замене одного понятия(управление) на другое (менеджмент), а в изменении методов, стиля, структуры управленческой деятельности, в адаптации ее к новым условиям, новым требованиям. Прежде всего надо избавиться от командного стиля, стремления выполнять план любой ценой; наращивания объемов, уравниловки в оплате труда и др. Переход системы управления к новому качественному состоянию будет характеризоваться постоянным обновлением, поиском, эффективностью, инициативой, развитием творческого потенциала персонала, высоким качеством и индивидуальной оценкой их труда.

Сторонники менеджмента (И.М. Суслова, "НТБ", 1992, №3) определяют менеджера как профессионала, осуществляющего функции не руководства, а управления. При этом она утверждает, что содержание труда руководителя библиотеки имеет гораздо больше общего с деятельностью директора завода, чем с работой библиотекаря. С этим трудно согласиться.

В основе формирования библиотечной профессии и подготовки библиотекарей лежат два фундаментальных принципа:

1. Принцип целостности библиотечной профессии, предусматривающий формирование единого фундамента профессиональных знаний, умений и навыков (общенаучных, документоведческих и читателеведческих);

2. Принцип дифференциации библиотечной профессии, в основе которого лежит специализация библиотекарей.

Библиотечная профессия выявляет себя через многообразие видов библиотечной деятельности и библиотечных специальностей. В сфере библиотечного дела проявляется тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации и специализации. В рамках библиотечной профессии сложились специальности, в основном соответствующие функциональному разделению труда, особенно в крупных библиотеках (комплек-таторы, специалисты по обслуживанию читателей и использованию фондов, справочно-библиографической, методической, управленческой и другой работе). Управленческие кадры, в свою очередь, разделяются на администраторов (высший уровень), ставящих цели, разрабатывающих политику и стратегию; руководителей (средний уровень), разрабатывающих тактику, способы исполнения, выбирающих варианты решений; организаторов (низший уровень), организующих совместную работу исполнителей (специалистов и технических работников).

Библиотечный менеджер - не профессия, а специальность в рамках библиотечной профессии, ибо управление - производное от библиотечного дела. Последнее определяет содержание, организацию и методы управленческой деятельности. Есть общие (организационные) функции управления и конкретные (предметные) функции. Первые характеризуют внешне общие виды управленческой деятельности, такие, как планирование, регулирование, учет, контроль. Они обеспечивают организационно-технически реализацию содержания библиотечной деятельности, которое в свою очередь определяется спецификой (характером, природой) объекта управления.

По мнению другого активного пропагандиста менеджмента Джерелиевской (НТБ.-1993.-№2), библиотечные менеджеры являются руководителями нового типа, а их отличительная черта заключается в том, что они реализуют управление экономическими методами. Непонятно, по какой причине автор лишает руководителя "старого типа" права использовать в управленческой деятельности экономические методы? Различие организационно-административных и экономических методов нельзя доводить до их безоговорочного противопоставления, ставить между ними железные перегородки. Обеспечение ритмичности, слаженности, четкой организации всех сторон деятельности библиотеки - это норма жизни любого трудового коллектива. Поскольку существует множество факторов, как в самой библиотеке, так и во внешней среде, не может быть единого, "лучшего" метода управления библиотекой. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. К этому следует добавить, что каким бы ни был объект управления (библиотечное дело в целом, библиотечная сеть, библиотека, библиотечный процесс), он управляется людьми и через людей - субъектов библиотечной деятельности. Поэтому в управлении особую роль играет субъективный фактор. Абсолютизация субъективного фактора или его переоценка ведут к волюнтаризму, волевым методам руководства. В то же время недооценка роли субъективного фактора, абсолютизация объективных условий ведет к стихийности, к расчету на автоматизм в управлении, к пассивному ожиданию результатов. В силу своей ситуационности и неповторимости управленческая деятельность приобретает черты искусства, т.е. творчества. В управлении невоспроизводимы конкретные обстоятельства, действующие лица, принятые решения. В каждом конкретном случае тип управления определяется способностями и личными качествами руководителя и подчиненных.

Бытует и такая точка зрения: менеджер отличается от руководителя тем, что руководитель управляет производством, технологией, а менеджер - это человек, умеющий управлять людьми, знающий законы управления другими людьми, т.е. владеющий социально-психологическими методами управления. Так ли это на самом деле? Можно ли противопоставить производство (т.е. деятельность библиотеки) и людей (библиотекарей) в процессе деятельности? Конечно, нет, ведь это единый процесс производственных отношений в библиотеке. Содержание управления включает два взаимосвязанных направления (разделенных чисто условно):

а) управление деятельностью,

б) управление людьми в процессе деятельности.

Конечно, уровень трудовой активности во многом зависит от умения руководителя использовать социально-психологические методы управления с учетом социальных и духовных интересов всего коллектива и отдельных личностей, опираясь на человеческий фактор. Но активизация человеческого фактора достигается и другими путями: косвенным - через удовлетворение материальных (экономических) интересов, а также прямым воздействием организационно-административных методов. Поэтому эффективного результата в работе библиотеки можно достичь при умелом использовании социально-психологических методов в единстве с экономическими и организационно-административными.

Основу научного понимания управления библиотечным делом (библиотекой) составляет диалектика взаимодействия управления и библиотечного дела, т.е. субъекта и объекта управления. С одной стороны, управление - это процесс целенаправленного воздействия на библиотечные объекты. С другой стороны, библиотечный объект выступает по отношению к управлению как один из главных системообразующих факторов, определяющих содержание, функции, структуру и методы управления. Все элементы системы управления зависят от процессов, происходящих в библиотечной системе, и должны соответствовать им. Поэтому, чтобы эффективно (разумно) управлять библиотечными и объектами, необходимо знать и оценивать их сущностные характеристики и специфические закономерности как объектов управления. Остановлюсь на одной, главной, особенности.

С точки зрения управления библиотечное дело в целом (отдельная библиотечная сеть и библиотека) рассматриваются как сложная, динамическая, многоуровневая и многокомпонентная система, характеризующаяся многосторонними внутренними и внешними связями. Такое понимание библиотечного дела как объекта управления определяет необходимость системного подхода к управлению, одно из требований которого заключается в том, что всякую библиотеку необходимо рассматривать как элемент определенной библиотечной системы. Это означает, что наряду с внутренними связями, обусловливающими те или иные системные свойства библиотеки, следует учитывать и ее внешние связи. От них, а не только от свойств элементов библиотеки и внутрибиблиотечных связей, зависит как способ функционирования библиотеки, так и соответствующий ему результат. В связи с этим нельзя согласиться с утверждением И.М. Сусловой (Библиотековедение.-1994.-№1/6), что "ситуация, создавшаяся в стране, диктует необходимость заложить в фундамент исследуемой проблематики, вопреки традициям, не управление библиотечным делом, а библиотечный менеджмент, суть которого в определении методов и тактики управления конкретной библиотекой". Мы уже ранее давали оценку самого понятия "менеджмент". Здесь же следует отметить факт противопоставления управления библиотечным делом и библиотекой, т.е. целого и части. Автор, как видим, нарушает основное требование принципа системного подхода к управлению, суть которого в самом общем смысле сводится к соединению всех компонентов библиотечного дела для обеспечения эффективного функционирования его как единого целого, как системы. Каждая отдельная библиотека, независимо от того, осознает она факт организационных и иных связей с другими библиотеками или нет, объективно находится в определенной системе отношений. И прежде, чем определять методы и тактику управления конкретной библиотекой, надо определить ее место в библиотечной системе. С ростом масштабов библиотечного дела быстрыми темпами расширяются внешние связи, возрастает число задач, решение которых требует системного, комплексного подхода (например, формирование фондов, организация обслуживания читателей, внедрение автоматизации и др.).

С точки зрения системного подхода можно выделить четыре уровня библиотечного управления: федеральный, ведомственно-отраслевой, территориальный и внутрибиблиотечный. Эта структура должна представлять иерархическую упорядоченную совокупность органов, находящихся в определенных связях и отношениях, выполняющие присущих им функции. Рассмотрим эти функции и убедимся, как они реализуются.

Функции фецерального уровня: установление основ библиотечной политики и библиотечного законодательства, разработка государственных библиотечных программ и основных долгосрочных нормативов (стандартов), обеспечение межрегионального и межведомственного вааимодействия библиотек, т.е. создание единой библиотечной системы в стране. Практика наглядно убеждает нас, что на федеральном уровне отсутствуют общесистемные документы, обеспечивающие формирование и функционирование библиотечного дела страны как целостной системы. Второй уровень - ведомственный. Цель этого уровня управления - обеспечить эффективное развитие подведомственной библиотечной сети как составной части библиотечной системы страны. На этом уровне управление не обеспечивает всех необходимых предпосылок для решения общих задач библиотечного делам ведомств и поощрения инициативы, направленной на расширение межведомственных связей и интеграционных процессов. Специфические функции должно выполнять МК РФ: разработка проектов общефедеральных документов, развитие межведомственных библиотечных связей и оказание методической помощи другим ведомствам, осуществление государственного контроля за выполнением библиотечного законодательства. Однако эти функции выполняются неудовлетворительно, так как отсутствует механизм их реализации.

Третий уровень - территориальный. Его главные функции:

1. Учет региональных и национальных особенностей, исторических традиций, сложившихся в библиотечном деле республик, регионов.

2. 0беспечение наиболее рационального размещения библиотечных ресурсов и их комплексное развитие на территории.

3. 0рганизация наиболее полного удовлетворения информационных потребностей всех групп населения и эффективного использования всех библиотечных ресурсов.

Вторая и третья функции реализуются по-разному (как правило, стихийно, при наличии в регионе профессионально активной и ресурсно обеспеченной центральной библиотеки). Причина - отсутствие в РФ разработанной региональной библиотечной политики.

На внутрибиблиотечном уровне также допускается несистемный подход к управлению, не учитывающий единство всех библиотечных процессов и  структурных подразделений, взаимосвязи целей со средствами и методами их достижения, с теми ресурсами, которыми располагает или будет располагать библиотека. Тесная зависимость между отдельными элементами библиотеки (например, между МТБ и обслуживанием читателей) означает, что как позитивные, так и негативные процессы по мере своего развития взаимодействуют друг с другом, все более превращаются во взаимосвязанный комплекс, управлять которым становится возможным только целиком, а не по частям. Без учета этой тенденции не может быть обеспечена структурная и организационно-технологическая сбалансированность и максимальная эффективность взаиморазвития всех подразделений библиотеки, нацеленных на достижение общебиблиотечного результата.

Следствием несогласованности всех уровней библиотечного управления выступает разобщенность библиотек, т.е. замкнутость библиотечных сетей, заинтересованность в наибольшей независимости от других библиотечных сетей, стремление решать вопросы организации библиотечного обслуживания в основном исходя из своих внутренних, ведомственных интересов и возможностей.

Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "управление", это его синоним, однако не в полной мере. Термин "управление" - намного шире, поскольку применяется к разным направлениям, сферам и видам человеческой деятельности. Наряду со словом "management" (управление)  в американской литературе используется термин "administration". Причем одни специалисты считают эти термины эквивалентными, другие проводят между ними принципиальные различия. Например, термин "administration" выражает более емкое понятие по сравнению с термином "management". Первый относится к управлению как фирмами, так и государственными учреждениями и организациями неприбыльного (некоммерческого) характера, термин "management" - применяется к коммерческим фирмам, к управлению экономическими процессами и экономическим поведением людей в целях получения прибыли. Менеджмент - дисциплина для профессиональных деятелей рынка, где действуют законы купли-продажи товаров, законы, выражающие количественную взаимосвязь между ценой и спросом.

Библиотека не является ни субъектом, ни объектом рыночных отношений. Это - информационное, образовательное и культурно-просветительное учреждение. Поэтому менеджмент не применим в библиотечном деле. Не привнося ничего принципиально нового в содержание (функции, методы, организацию) управления, он лишь запутывает специалистов, насаждая чуждый библиотекам дух купли и продажи. Таким образом, нет никаких объективных причин подменять широко используемый русский термин "управление" узким англоязычным - "менеджмент".

С термином "менеджмент" тесно связан "маркетинг" (в переводе с английского языка означает "действие на рынке", рыночная деятельность). Маркетинг - это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли за счет удовлетворения покупательского спроса. В современной трактовке маркетинг рассматривают как своего рода философию бизнеса, определенную стратегию и тактику фирмы в условиях конкуренции.

Маркетинг, таким образом, - это рынок, со всеми вытекающими из него последствиями. В этом убеждаешься, когда знакомишься с терминами, употребляемыми в реферативном сборнике РГБ "Маркетинг: современная концепция управления библиотекой" (М.,1994). Здесь преобладают такие понятия: рынок библиотеки, маркетинг сбыта, финансовый  маркетинг, маркетинговый процесс, рыночные сегменты публичной библиотеки, позиционирование, паблик релейшенз и др. Вольно или невольно сторонники маркетинга увязывают его с коммерциализацией библиотечного дела. Ее следствием будет полное изменение целей и задач библиотек, дискриминация малоимущих групп населения, ограничение их неотъемлемого права на свободный выбор и получение информации. Появится опасность возникновения "информационной элиты", когда право граждан на библиотечное обслуживание будет целиком зависеть от их экономического положения. Возможности использования концепции маркетинга применительно к библиотекам оспариваются многими не только отечественными, но и зарубежными специалистами. 52-я Генеральная конференция ИФЛА (Токио, 1986 г.) рекомендовала сохранить бесплатность всех видов библиотечных услуг для индивидуальных читателей, что получило поддержку подавляющего числа библиотек всех стран как важнейшее условие общедоступности библиотечного обслуживания.

Вместе с тем мы выступаем как против точки зрения, ориентирующейся исключительно на бюджетное финансирование и обеспечение бесплатного обслуживания читателей, так и против полного перехода на хозрасчет, взимание платы за все виды библиотечных услуг. Наша позиция - сочетание бюджетного финансирования с хозрасчетом, основных бесплатных библиотечных услуг и дополнительных платных. Любая библиотека имеет право осуществлять хозяйственную деятельность для расширения номенклатуры услуг и социально-творческого развития. Отдельные виды услуг должны быть платными, например, платные курсы и кружки при библиотеках, выполнение особо сложных видов справок, предлагаемые организациям, фирмам, издательствам и частным лицам на договорных началах обзорные и тематические экскурсии по библиотеке, размещение рекламной продукции на информационных стендах, в читальных залах, в изданиях и публикациях библиотеки; предоставление документов из фондов библиотеки для кино- и фотосъемки, для организации выставок, обзоров, семинаров и др. Могут быть и библиотеки с участием частного капитала, когда какая-то коммерческая организация финансирует библиотеку. В этих случаях библиотечные услуги и информация становятся товаром и в библиотеке создается структурное подразделение, ведущее маркетинговую, т.е. коммерческую деятельность.

Применение перечисленных элементов хозрасчета позволяет соразмерять результаты деятельности библиотеки (степень удовлетворения информационных запросов и использования библиотечных ресурсов) с затратами и стремиться к минимальным (целесообразным) затратам при максимальных результатах. Эта деятельность важна также для определения, какие виды услуг и в каком объеме будет представлять библиотека различным категориям пользователей и как разумнее распределять имеющиеся или вводимые ресурсы (штаты, денежные средства, фонды, оборудование) между структурными подразделениями, оказывающими те или иные услуги. При этом необходимо следовать выводу С. Матлиной, что хотя "без элементов коммерции сегодня трудно обойтись, но не она должна быть поставлена во главу угла, а столь необходимый трезвый экономический расчет не стоит гиперболизировать как "рыночное сознание"(НТБ.- 1994.-№8.-С.19).

Платные услуги являются дополнительными и допустимы при условии, если не наносят ущерба основной деятельности, обеспечивающей право пользователей (читателей) бесплатно получать в библиотеке полную информацию о составе фондов, консультационную помощь в поиске и выборе источников информации, любой документ из ее фондов и через МБА из других библиотек, а также другие виды услуг, которые определяются правилами пользования библиотекой.

Должна быть создана надежная система правовой защищенности читателей (и библиотек) от всех превратностей рынка: определены нормативы бюджетного и небюджетного финансирования деятельности библиотек, правовые основы взаимоотношений библиотек в условиях рыночной экономики с книгоиздающими и книготоргующими организациями, органами государственной библиографии и научно-технической информации. Поскольку библиотечное дело никак нельзя определить как бизнес в условиях конкуренции, а библиотеки ставят своей целью извлечение прибыли, пропагандисты библиотечного маркетинга, стараясь как-то завуалировать его коммерческую направленность, придумали так называемый некоммерческий маркетинг. Хотя по своей изначальной, генетически заложенной в маркетинг природе, он не может быть некоммерческим, т.е. нерыночным. Это противоречие обнаруживается в следующем высказывании В.К. Клюева: "Среди ведущих принципов некоммерческого маркетинга выделим отсутствие стремления к обязательной финансовой прибыли..." И тут же через строчку читаем, что "в системе управления библиотекой маркетинг является своеобразной рыночно ориентированной философией профильного менеджмента". В позиции сторонников менеджмента и маркетинга общим местом стало утверждение (между прочим, неправомерно перенесенное из коммерческой практики и перефразированное применительно к библиотечной деятельности), что "при традиционном администрировании деятельность библиотеки определяется ресурсными возможностями и особенностями технологии... Обслуживание пользователей целиком зависит от порядка и качества выполнения технологических процессов...". Но ведь это положение реально и истинно для любой системы управления. Однако из него не вытекает вывод, что "приоритет библиотечных ресурсов и технологии над пользователем вынуждает его подчиняться правилам, устанавливаемым библиотекой”. Любая библиотека действительно разрабатывает правила пользования ее ресурсами и обслуживания читателей, но не для того, чтобы утвердить "приоритет библиотечных ресурсов и технологии над пользователем", а, наоборот, чтобы обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей читателей и эффективное использование библиотечных ресурсов. И совершенно бездоказательно звучит утверждение Колегаевой С.Д., что применение маркетинга эффективно регулирует отношения в системе "библиотека -читатель" и обеспечивает управление читательским спросом. Ведь, если и  можно говорить о регулирующей и управленческой функции маркетинга, то в отношении покупательского, а  не читательского спроса. И.К. Джерилиевская идет еще дальше Колегаевой С.Д., заявляя, “что в условиях рыночной экономики потребности читателя являются основным стимулом библиотечной работы". А разве в других (нерыночных) условиях дело обстоит иначе?

В пособии В.К. Клюева "Маркетинговые аспекты информационной деятельности библиотеки" (М.,1994) так определяются главные функциональные компоненты так называемого профильного маркетинга в библиотеке: изучение потенциальной среды библиотечно-информационного воздействия; организационно-экономический анализ фактической ресурсной базы; определение приоритетных направлений деятельности.

Спрашивается, что же в библиотечном маркетинге принципиально нового? Ведь со времен Рубакина Н.А. и Хавкиной Л.Б. в нашем российском библиотековедении утвердился принцип приоритета читательского интереса, выступающего в качестве цели, критерия и результата библиотечной деятельности. Отечественное библиотековедение сформулировало закономерность соответствия библиотечных ресурсов читательским потребностям и интересам. Достижение указанного соответствия является одной из важнейших фундаментальных общебиблиотечных проблем. На ее решение направлено изучение среды, в которой протекает работа и жизнь читателей, и от развития которой зависят состав читателей и характер читательских потребностей. Это изучение является обязательным условием, без которого немыслимо успешное привлечение новых читателей, правильное комплектование библиотечных фондов и предоставление широкого выбора литературы, дифференцированное обслуживание различных групп читателей, наиболее полное удовлетворение их запросов и  максимально возможное использование фондов. Все библиотечные процессы, а также система управления ими всегда были подчинены этим целям, в конечном счете, содействию развитию личности читателя.

Библиотека - органическая часть той среды общества, информационные, культурные и общеобразовательные потребности которой призвана удовлетворять. Поэтому она должна постоянно устанавливать и развивать тесные отношения с населением и организациями обслуживаемого района, активно привлекать общественное внимание к своей деятельности, выявлять меняющиеся потребности и интересы. Вспомним, что говорила Н.К. Крупская в далеком 1918 г.: "Чтобы наилучшим образом обслуживать запросы массы, давать ей то, что ей в данную минуту нужнее всего, давать наиболее целесообразными методами, пробуждать ее самодеятельность, организуя ее, - для этого надо хорошо эту массу знать, знать уровень ее развития, запас имеющихся у нее знаний, взгляды ее на жизнь, условия ее труда и жизни, ее быт, всю ее жизненную обстановку, ее желания, стремления, социальные навыки"(Крупская Н.К. О библиотечном деле: Сборник трудов.-Т.2.-С.85).

Н.К. Крупская призывала библиотечных работников раскрывать своеобразие особенностей "библиотечного лица" региона, находить особенный подход, обращать внимание на те особенности, которыми и отличается "каждый район, каждая губерния, каждый уезд" (Пед. соч.- Т.8.- М., 1960.- С.145.)

Уже в 1934 г. планирование сети библиотек на 2-ю пятилетку предлагалось проводить не сверху по одному шаблону, по "средним нормам", а на основе изучения каждого района, каждого города в отдельности, и только на этой основе устанавливались показатели развития существующих и организации новых библиотек.  Многочисленные исследования 60-80 гг., проведенные в различных регионах страны по программам и под научным руководством Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (ныне РГБ), убедительно доказали органическую связь механизма формирования читательских потребностей с социально-экономическими, научно-техническими и социокультурными факторами, национальными, бытовыми и другими особенностями жизни людей; выявили место библиотеки в этом процессе; раскрыли возможности расширения сферы ее влияния; изучили отношение различных групп населения к книге, чтению, библиотеке, ее работе. Конечно, на практике, в условиях идеологизации и централизации библиотечной работы, не все библиотеки и не всегда выполняли научные рекомендации. Но и в этих условиях лучшие российские библиотеки приоритетное место отводили читателям, их интересам, их изучению и удовлетворению, стимулированию и развитию, использовали пропаганду и рекламу своих ресурсов и мероприятий, организуя общественное мнение вокруг библиотеки (то, что так настойчиво провозглашается как нечто новое - "publik relation". Теперь же нам внушают, что можно регулировать отношения между библиотекой и читателем и обеспечивать управление спросом, но уже с помощью маркетинга и менеджеров- маркетологов. Созданные в ряде областных и центральных библиотеках ЦБС отделы маркетинга проводят социологические исследования, изучают читательский спрос реальных и потенциальных пользователей библиотеки, занимаются рекламой, обучают библиотекарей новым методам и т.д. Подобная деятельность дает возможность улучшить работу библиотек. Но маркетинг здесь ни при чем. Эти функции всегда выполняли и выполняют научно-методические отделы, и их переименование в отделы маркетинга носит сугубо внешний, конъюнктурный характер.

Российским библиотековедам важно сосредоточить усилия на разработке отечественной науки управления. В этой связи  нельзя обойти вниманием  представленный в журнале "НТБ" (1994г., №6) тематический план вузовского курса "Библиотечный менеджмент". Оценивая его в целом,  следует сразу же сказать, что построенный на концепции менеджмента и маркетинга, он, естественно, страдает всеми принципиальными  недостатками, о которых сказано в нашей статье. Что касается конкретных замечаний, то суть их сводится к следующему.

Называя курс "Библиотечным  менеджментом", авторы тем  не менее констатируют, что он "должен научить студентов основам теории, приемам и методам управления библиотекой, руководства коллективом" (с.28). Спрашивается, при чем же здесь менеджмент, когда совершенно естественно напрашивается название курса общепринятым русским термином "Управление библиотекой"? Дальше возникает следующий вопрос. Если, по мнению авторов, суть концепции “библиотечного менеджмента" заключается в определении стратегии (направлений) и тактики (методов) управления конкретной библиотекой как отдельной самостоятельной (во многом автономной) хозяйственно-юридической единицей" (с.26), то как мог оказаться в структуре курса раздел 2 "Управление библиотечным делом" (кстати, целиком и полностью по содержанию дублирующий соответствующие темы курса "Общее библиотековедение")?

Содержание раздела 3 "Библиотека как объект управления" не соответствует его названию. В нем нашли свое отражение темы: планирование, маркетинг, оценка эффективности, библиотечная статистика, организационная структура библиотеки. Как видим, вместо характеристики особенностей, свойств и качеств библиотеки как объекта управления в разделе представлены различные элементы функций, структуры и процесса управления.

Следует также заметить, что при наличии в тематическом плане курса раздела, характеризующего экономическую деятельность библиотеки, маркетинг почему-то включен в раздел "Библиотека как объект управления". В раздел 4 "Организация работы библиотеки" включена тема "Методическая деятельность библиотеки", хотя последняя прямо не относится к организации работы и не ограничивается отдельной библиотекой.

Трудно объяснить, почему в разных разделах оказались "Управление трудовыми ресурсами" (раздел 5 "Ресурсно-экономическое обеспечение деятельности библиотек") и темы, связанные с ролью руководителя в управлении библиотекой, организацией его труда (раздел 6 "Библиотечный менеджер"). Эти темы должны по их логике составлять единый раздел "Управление библиотечным персоналом", а раздел 6 правильнее было бы назвать "Кадры управления". Кстати, почему-то тема "Психологические основы управления библиотекой" оказалась в разделе 6 "Библиотечный менеджер", хотя в раздел I "Методологи-ческие основы библиотечного менеджмента" включена тема "Функции и методы библиотечного менеджмента" (видимо, здесь и надлежит быть и психологическим методам, наряду с другими). То же самое можно сказать о планировании, оказавшемся в разделе 3 "Библиотека как объект управления".

Таким образом, содержание и структура предлагаемого курса "Библиотечный менеджмент" страдают логической необоснованностью, фрагментарностью, внутренней несогласованностью, перегруженностью темами, не имеющими прямого отношения к управлению библиотекой (управление библиотечным делом, библиотечная статистика, помещение и оборудование библиотеки, НОТ в библиотеке, экономическая деятельность библиотеки). На наш взгляд, ушло время функционирования единого вузовского курса, посвященного проблемам организации, управления и экономики библиотечного дела и библиотеки. Пришло время разработки системы курсов, где свое ведущее место должен занять курс "Основы теории (или: Общая теория) управления библиотечным делом (или: библиотечной деятельностью)". Этот фундаментальный курс должен раскрыть общее учение о закономерностях и методологических основах организации, функционирования и развития системы библиотечного управления и содержать следующие основные разделы и темы:

1. Общие проблемы управления библиотечным делом (предмет и задачи курса, основные понятия теории управления библиотечной деятельностью, библиотечное дело как объект управления).

2. Механизм управления библиотечным делом (принципы управления, функции управления, методы управления).

3.Структура управления библиотечным делом (организационная структура (органы) управления, кадры управления, технические средства управления).

4. Процесс управления библиотечным делом (содержание и характеристики процесса управления; информационное обеспечение процесса управления: анализ библиотечной деятельности; выработка, принятие и реализация управленческих решений).

5. Развитие управления библиотечным делом (совершенствование и рационализация управления библиотечной деятельностью, оценка эффективности управленческой деятельности).

На этой общетеоретической базе можно разрабатывать частные (специальные) организационно-управленческие дисциплины: управление библиотечными системами и технологическими процессами, управление библиотечным персоналом, планирование библиотечной деятельности, экономика библиотечного дела, библиотечная статистика, материально-техническая база библиотек (библиотечные здания и оборудование). Современную эпоху характеризует нарастающая тенденция к взаимозависимости библиотечных систем мирового сообщества. Современные библиотечные системы не могут замкнуться исключительно на самих себе, отказаться от контактов и связей, а следовательно, от познания друг друга. Сравнение библиотечных систем позволяет изучить их общие закономерности развития, выявить причины расхождений, обусловленные различными факторами, обнаружить для тех или иных условий способы организации и функционирования библиотечных систем и изучить вопрос о возможности использования, усвоения опыта.

Не отбрасывая ничего самобытного и хорошего, что в действительности есть в нашей библиотечной науке и практике, надо объективно, профессионально изучать уроки и тенденции развития мировой библиотечной системы, осмысливать пути использования всего лучшего у нас. Без учета данных сравнительного изучения зарубежные теоретические выводы не могут претендовать на универсальный и обобщающий характер.

Следовательно, не механическое перенесение в отечественное библиотековедение новомодных англоязычных терминов, а строгий учет опыта и традиций российского библиотечного дела, изучение и анализ реальных процессов управления, раскрытие их конкретного содержания - наша главная задача. И только на этой основе можно решать вопрос об использовании чужого опыта, привносящего что-то принципиально новое и соответствующего нашей библиотечной действительности.

Hosted by uCoz